Создание новых грузовых тарифов за полтора года – первая реформа от нового главы ОАО РЖД Олега Белозерова. До этого основным инструментом РЖД оставались лишь повышения тарифов на выгодные экспортные перевозки. Потребители сложившейся ситуацией крайне недовольны и требуют снижения тарифов, а также лишения ОАО РЖД функций перевозчика.
«Поставили перед собой с коллегами задачу, прежде всего, уточнить свои тарифы. Мы понимаем, что на данный момент они уже несколько устарели, нуждаются в модернизации - мы планируем в течение, наверное, полутора лет скорректировать тарифы. В течение первых трех месяцев мы должны выработать серьезный новый общий концепт по формированию новых тарифов», - отметил глава ОАО РЖД.
На разработку новых тарифов по плану должно уйти три месяца, сообщил Олег Белозеров на Восточном экономическом форуме. Толчком к принятию таких решений послужило поручение от главы государства Владимира Путина о подготовке конкретных мер по снижению транспортных издержек бизнеса на Дальнем Востоке «в рамках текущего бюджета»
Ввиду того, что монополия имеет право снижать или повышать тарифы, индексация тарифов ОАО РЖД в 2015 году была выше, чем у других госмонополий (10% против 7,5%), и вызывала недовольство грузоотправителей. В начале 2015 года РЖД ввело надбавку на экспорт в размере 13,4% в рамках «тарифного коридора». В планах на 2016 год уже значилось повышение тарифов до 17,7%.
Глава управления антимонопольного и тарифного регулирования транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг сообщил, что служба поддерживает инициативу Олега Белозерова и давно выступает за коррекцию как прейскуранта монополии, так и подходов к его формированию. Срок в полтора года господин Рутенберг назвал приемлемым, уточнив, что в последнее время детально тему не обсуждали и пока сложно сказать, за счет чего можно изменить тарифы.
Участники перевозок и потребители имеют пожелания к предстоящей реформе: гибкость внутри тарифного коридора и оперативное реагирование на рыночную ситуацию. Согласование изменений занимает много времени и уровень тарифа перестает отвечать текущей ситуации, поясняют они. Перевозчики сетуют на то, что за последние годы доля транспортных расходов в себестоимости продукции выросла до 17% («Русская сталь», НЛМК). К тому же высокую конкуренцию создают речные и автомобильные перевозки за счет их дешевизны.
Также поступило предложение об отмене тарификации грузов по классам и субсидирования перевозки сырья металлургами. За счет этого тяжпром может сэкономить от 3% до 5% расходов на перевозки.
Совет потребителей услуг ОАО РЖД при правкомиссии по транспорту предложил действовать более радикально. Он предложил «конкурентный рынок перевозок» (либерализация локомотивной тяги, против чего было ОАО РЖД) с тем, чтобы к 2018 году на монополию приходилось около 80% перевозок. Предлагаются долгосрочные тарифы и параметры «сетевого контракта» (возмещение государством ОАО РЖД разницы между установленным и экономически обоснованным тарифом на участке), а в 2018-2020 годах — сохранение за ОАО РЖД инфраструктурной деятельности с передачей перевозок дочерней структуре.