ОАО «РЖД» показал прирост по маршрутной скорости сквозных отправительских маршрутов из груженых вагонов на 13,3%. По состоянию на июнь 2015 года скорость достигла 608 км в сутки. Также прирост виден и по маршрутной скорости контейнерных поездов: 863 км в сутки, что на 2,3% выше показателя за АППГ.
Президент РЖД Борис Якунин утверждает, что улучшения в данной сфере произошли благодаря усовершенствованию работы сортировочных станций, где простой транзитного вагона с переработкой снижен на 1,2 часа (-9 %).
О том, что РЖД удерживает стратегические грузопотоки, говорит и отсутствие оттока грузов за период 2006-2014 гг. Всего 5% грузов перешло на автомобильный транспорт в 2014 году, по проведенным исследованиям Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Однако, ситуация, связанная с внутриотраслевой и межтранспортной конкуренцией, заслуживает изучения. По крайней мере так утверждал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук в рамках VI практической конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки».
По словам В. Савчука объем перевозок нефти железными дорогами увеличился до 272,9 млн т за 2006-2013 гг., что составило рост в 14,1%. Не исключено, что рост мог бы быть выше, не уйди часть перевозок нефтепродуктов на другие виды транспорта.
Прирост груженых автомобилерейсов с нефтепродуктами оценивается на уровне 120 тыс. в год. Это означает, что на автодорогу переключилось 2 млн. т бензина (5% от объема выпуска) и 1,5 млн. т дизельного топлива (2% соответственно).
В. Савчук задался вопросом выяснить по какой же причине автотранспорт увеличивает конкуренцию по отношению к железным дорогам. По его мнению, причина не относится к ценовому параметру.
По расчетам института ИПЕМ, отток грузоперевозок за 2014 год был оценен в 3 млн. автомобилерейсов, что привело к увеличению нагрузки на автодорожную систему РФ. «Так, по нашим оценкам, транспортные расходы в экономике повысились на 60 млрд. руб.», – сообщил В. Савчук. К тому же большегрузные автопоезда вызвали дополнительную нагрузку на дороги, хотя ставки на нефтебензиновые цистерны под погрузку остаются на достаточно приемлемом уровне.
Спрос в сегменте перевозок сжиженных газов продолжает быть стабильным, т.к. газовых цистерн вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех желающих.
Сегодня РЖД вынуждены искать решения, способствующие повышению конкурентоспособности перевозки грузов по сети РЖД. Нужно смотреть в сторону клиенториентированности и логистики. Кроме того, ОАО «РЖД» обладает рядом конкретных решений, которые помогли бы российским железным дорогам вернуть с автотранспорта определенную долю ряда номенклатур с учетом направлений их перевозок.
Не смотря на общую положительную картину, кризис в экономической сфере все же затронул показатели объемов погрузок на ОАО «РЖД». Снижение погрузки в первом полугодии 2015 года составило 1,7%. Борис Якунин прокомментировал эту ситуацию: «Положение в сфере грузовых перевозок отражает общую ситуацию, общие экономические тенденции, которые у нас в стране сегодня наблюдаются. Тем не менее, нам удалось сдержать падение погрузки всего лишь на 1,7 % по полугодию. Когда я говорю «всего лишь» - это не означает, что это мало. Действительно, это все равно бьет по экономике и отражает не очень хорошие тенденции, но все- таки это 1,7%. При этом все плановые показатели, утвержденные правительством и советом директоров, РЖД выполняются».
Сейчас проводится масштабная работа по управлению рисками и расходами по поручению главы государства. «Могу привести примеры, что при понятных цифрах инфляции, которые сегодня рассчитываются Минэкономразвития, при понятных цифрах роста индекса цен в промышленности, потребительских цен, нам удалось сдержать рост расходов на уровне 6,4%», - сообщил Якунин.
Президент РЖД уверен, что позитивные результаты дает также тесное взаимодействие с финансово-экономическим блоком правительства.