Глава Российской федерации Владимир Путин озвучил цели развития Дальневосточного региона: «Дальневосточный регион, его инфраструктурная и экономическая интеграция с государствами АТР становится ключевым для социально-экономического развития всей страны. Наши главные приоритеты – это активная политика социального развития, формирование современной транспортной, образовательной инфраструктуры, строительство доступного жилья, создание качественной системы медицинских услуг». В свою очередь президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров будет использовать новые подходы при развитии экономического потенциала региона.
Восточный экономический форум вызвал большой интерес у отечественных и зарубежных компаний: организация свободных портов в Приморье позволит упростить все процедуры и снизить налоги, до сих пор тормозившие развитие бизнеса.
«Интерес большой, потому что возможности здесь огромны, – подчеркнул Владимир Путин. – Сегодня мы видим развитие Дальнего Востока как одного из ключевых центров всей страны».
Президент страны заметил, что для бизнеса здесь значительно упрощаются все процедуры, поскольку вводится единый орган. Пункты пропуска будут работать круглосуточно, предусмотрено электронное декларирование грузов.
«Рассчитываем, что эти меры позволят сформировать мощный транспортный, а в перспективе и индустриальный узел, ориентированный на потребности не только Дальнего Востока, но и всего АТР», – заявил Владимир Путин.
Для удобства доступа к портам ОАО «РЖД» приступило к реализации несколько проектов, которые помогут в развитии транспортного и транзитного потенциала восточных регионов. Это транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2, которые требуют усиления железнодорожной инфраструктуры, а также подготовка к перевозкам через первый железнодорожный мост с Китаем в районе Нижнеленинское – Тундзян, который должен быть построен в 2017 году, и главное – завершение в 2018 году проекта модернизации БАМа и Транссиба. Это ключевой проект для развития региона и транспортных связей с государствами АТР.
Не смотря на то, что в стране происходит снижение погрузок, Дальневосточный регион показывает обратные результаты: в прошлом году перевозки здесь выросли на 12%, а за семь месяцев этого – выросли ещё на 2%. «РЖД не только концентрируются на предоставлении услуг инфраструктуры, но мы ещё и развиваем наши контакты по логистике, – говорит Олег Белозёров. – Заключили новые контракты с китайским портом Инкоу, из которого сейчас везём порядка двух тысяч контейнеров. После подписания соглашения планируем развивать логистический центр Белый Раст и везти туда больше».
Помимо этого РЖД рассматривает изменение тарифов. Основные положения новой тарифной концепции будут разработаны в течение трех месяцев, а на их реализацию уйдет полтора года.
Также, учитывая возрастающий интерес бизнесменов и новые экономические реалии на Дальнем Востоке, мост на Сахалин главе РЖД уже не кажется возможным лишь в отдалённой перспективе. На этот проект в компании посмотрят более пристально. Сейчас идёт технико-экономическое обоснование в новых экономических условиях, и проект может быть реализован уже в недалёком будущем.
На реализацию железнодорожного моста через Амур выделит средства Китайский Фонд Шелкового пути, заявил гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. Мост в 2,2 км соединит Транссиб с китайскими железными дорогами, сократит расстояние перевозки по направлению Москва – Хабаровск на 500 км, расходы на тонну груза – на $6. Он позволит IRC («дочка» золотодобывающего альянса Petropavlovsk) поставлять продукцию с Олекминского, Кимкано-Сутарского и Гаринского ГОКов и Дальневосточного металлургического комбината в Азию. Китайская часть моста в 1,9 км может быть достроена в ноябре, работы на российских 300 м еще не начаты. Ответственной за строительство российской части моста является компания «Рубикон», принадлежащая РФПИ, Фонду развития Дальнего Востока («дочки» ВЭБа) и China Investment Corporation.
Не исключено, что строительство российской части моста придется отдать китайцам, отметил президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. «Хотелось бы справиться самим, но раз уж сами не можем – видимо, лучше отдать, чем ждать, когда появятся деньги и опыт».
Некоторые трудности возникли с финансированием Байкало-Амурской и Трансибирской магистралей: «Есть особенности по финансированию в этом году проекта развития Восточного полигона железных дорог, поскольку деньги идут нетрадиционным способом. В том числе, они включают в себя средства из Фонда национального благосостояния. Финансовые и технические моменты не дают развернуть работы в полном объеме. Я думаю, что в течение 3-4 недель мы урегулируем вопросы внутри компании», - сказал президент РЖД после совещания по вопросам развития Восточного полигона железных дорог и модернизации БАМа и Транссиба.
Интерес, вызванный китайскими инвесторами к портовым проектам, также был прокомментирован Олегом Белозеровым: «нам надо активно взаимодействовать с портовым хозяйством региона и таким образом организовать работу железной дороги, чтобы все инвестиционные планы могли реализоваться. Железная дорога готова «технологически и производственно» сделать все необходимое для успешного функционирования территорий опережающего развития».
Президент РЖД уже ознакомился с работой одного из крупнейших железнодорожных вокзальных комплексов на Дальнем Востоке - Хабаровск-1, побывал на Амурском мосту и проехал по тоннелю под рекой Амур - самому длинному подводному тоннелю в России.