В настоящее время портовый сектор Китая обладает избытком мощностей, поэтому отмечается необходимость развития транспортных связей с территориями внутри страны. В процентном соотношении Рост мощности портов за 2014 год составил 6% (8 млрд тонн), учитывая тот факт, что рост внешней торговли составил 7% (3,3 млрд тонн). Если сравнить данные показатели с фактическим грузооборотом портов, то избыток мощностей составляет 22%.
Предприятия КНР не спешат перекладывать увеличивающиеся затраты на судоходные линии. Вместо этого они переносят свое производство вглубь страны, что дает возможность развития логистики доставки грузов по территории Китая до побережья.
Учитывая эти факты, фокус развития портов будет направлен на строительство интермодальной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и каботажного сервиса.
Обращаясь к статистике 2014 года, порт Нимбо получал грузы железной дорогой или речным транспортом в размере 0,76%. 76% грузов завозилось с использованием автомобильного транспорта, 23% составила доля трансшипмента.
Недавно министерство транспорта КНР опубликовало документ, в котором говорится о получении разрешения пяти китайских терминалов, переваливающих железную руду, на заход балкеров Valemax дедвейтом 400 тыс. тонн. Это специализированные комплексы в портах Далянь, Таншань, Циндао и Нинбо-Чжоушань (включает два терминала). В некоторых портах строительство спецтерминалов еще продолжается.
Согласно постановлению, габариты Valemax не должны превышать 362 метров в длину, 65,6 метров в ширину и 30,5 метров в глубину с осадкой не более 23 метров. Максимальный дедвейт судов ограничен 403,844 тыс. тонн.
Еще один новый инвестиционный проект по расширению канала на реке Янцзы запускают власти КНР. Реализация уже второго этапа позволит принимать суда дальнего плавания в порту города Нанкин. Общая стоимость проекта составляет 1,18 млрд. долларов и является частью инициативы «Один пояс, один путь».
Целью данной инициативы является возможность обслуживания судов грузоподъемностью 50 тыс. тонн и 100 тыс. тонн в случае неполной загрузки.
Китайская инженерная академия уже подсчитала финансовые выгоды проекта: увеличение пропускной способности позволит судам выходить напрямую в порт Нанкин, сокращая логистические затраты до 961 млн. в год. Тестовая навигация назначена на 2016 год. К тому времени глубина канала увеличится на 12,5 м.
Процесс либерализации коснулся и каботажных перевозок. В связи с тем, что Пекин намерен прекратить искусственные ограничения доступа иностранных операторов на китайский рынок, судоходным компаниям, зарегистрированным в Шанхайской свободной экономической зоне (СЭЗ), разрешат осуществление каботажных перевозок.
Пока что иностранцы будут допущены лишь на рынок каботажных перевозок международных грузов. Вторым условием остается регистрация судов, принадлежащих иностранным судовладельцам, под флагом Китая.
Все эти реформационные действия направлены на изменение транспортной индустрии КНР. Помимо портовой сферы, ряд реформ проходит в железнодорожной и в воздушной отраслях. Недавно власти Китая объявили о слиянии трех крупнейших грузовых авиаперевозчиков страны.