Расхождения в статистике или недополученние таможенных сборов

Эксперты полагают, что объемы потоков импортных товаров гораздо больше данных таможенной статистики, что приводит к бюджетным потерям. Исследовав данные за 2011 год, аналитики озвучили цифру в 2,5 триллиона недополученных бюджетом рублей. Таможенники с ней и примененной системой подсчета не согласны.

«Расхождения по разным группам товаров как при импорте, так и при экспорте составляли до 60 и более процентов, что свидетельствует о гигантском сером экспорте-импорте», — говорит один из экспертов, депутат Госдумы третьего и четвертого созыва Александр Чуев. Господин Чуев уверен, что расхождения в подсчетах связаны с методикой, по которой Федеральная таможенная служба учитывает потоки импортных товаров. Ее данные, по мнению экспертов, расходятся со статистическими данными стран-партнеров и международных организаций (ВТО, ООН). «И получается, что, например, Финляндия поставляет нам лекарств больше, чем мы импортируем оттуда. И в этом несоответствии, волнуются эксперты, может прятаться тот самый серый импорт, который не приносит бюджету ни копейки», - сообщает А.Чуев.

Однако есть и другое мнение: «Простое наложение статистик — это еще не экономическая наука. С такими подходами наши оппоненты могут получать любые цифры», — не согласен с методикой подсчета экспертов глава Федеральной таможенной службы, доктор экономических наук Андрей Бельянинов. Дело в том, что эксперты приравнивают расхождения в статистике к «серому» импорту. То, что статистика учитывает в одной стране, она может не учитывать в другой, что приводит к расхождениям в данных о взаимной торговле.

Рассматривая транспортные перевозки из Финляндии, которые включают в данные по своему национальному экспорту лекарства, произведенные в Индии или в Германии, Россия, по рекомендациям ООН, эти же нефинляндские лекарства учитываются по стране происхождения как индийские или германские. В итоге в 2013 году погрешность между импортом России из Финляндии и экспортом самой Финляндии составила более 1,7 миллиарда долларов.

«Авторы метода оценки недополученных доходов за счет «зеркальной статистики» (это когда сравнивают расхождения в статистике внешней торговли) исходят из того, что статистика российских таможенных органов недостоверна. А статистика ООН, ВТО и МВФ, основанная на данных таможенных органов других стран, якобы идеальна, — комментирует ситуацию аудитор Счетной палаты по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области формирования и исполнения доходов федерального бюджета Сергей Штогрин. — Но кто может быть уверен в статистике экспорта или импорта стран ЕС или Турции, если поставки оформляются через офшорные фирмы без указания страны конечного назначения, или когда вместо страны назначения указывается ближайший порт доставки в другом государстве».

Также, на «перекос» в данных влияет еще и тот факт, что российская статистика торговли с иностранными государствами не включает ввоз товаров, купленных физлицами, а также данные о морепродуктах, выловленных российскими судами в нейтральных водах и проданных за рубежом, бункерное топливо и продовольствие, приобретаемые российскими торговыми судами в иностранных портах.

Возникает вопрос: какая же из методик больше всего соответствует реальности? В Счетной палате, например, наиболее достоверной при оценке расхождения статистических данных находят методику Банка России (уже третью!), которая сегодня используется при анализе платежного баланса страны.

«Ежегодно в Россию ввозятся не только товары, отчетность о которых отсутствует по объективным причинам, но и недостоверно декларируемые бизнесом для уклонения от налогов и пошлин», — говорит Сергей Штогрин.

ФТС использует аналогичную схему расчетов. Современные автоматизированные системы, такие как контроль таможенных операций, учет таможенных платежей, сегодня позволяют более точно формировать прогноз по сбору таможенных платежей. Чем понятнее и прозрачнее статистика, тем больше сами таможенники видят «узких» мест по переброске нелегальных товаров, с тем чтобы перекрывать каналы контрабанды.

Александр Чуев полагает, что ситуацию может выровнять создание единой базы о перемещаемых товарах, а таможенные платежи по ним должны стать понятными всем участникам внешнеторговой деятельности и контролерам. Эта база в идеале должна быть сопряжена с профильными российскими ведомствами (ФНС, ЦБ, минфином) и с базами данных по экспорту и импорту таможен других стран.

За первые семь месяцев текущего года ФТС уже успела доначислить штрафов и таможенных платежей на общую сумму в 5,6 млрд руб, а по итогам года ожидается сумма не меньше прошлогодней - в 7,3 млрд руб. В свою очередь, группа экспертов во главе с вице-спикером Госдумы Николаем Левичевым сообщила о недоимке таможней до $40 млрд каждый год, а это 1,3 трлн руб. по курсу анализируемого 2013 года. Данная информация была донесена председателю Госдумы Сергею Нарышкину, однако оперативных комментариев получить не удалось.

Яндекс.Метрика

x

Заказать звонок