Проходить таможню станет легче

Проект федерального закона о свободном складе уже разработан специалистами ФТС России, а также внесен в Госдуму и готовится к рассмотрению. Сегодня возможность создания подобных складов вскользь прописана в Таможенном кодексе Таможенного союза, а нюансы отнесены к компетенции национальных законодательств.

По своей сути свободный склад – это точечный аналог особой экономической зоны (ОЭЗ), что не мешает ему стать аналогом механизма по привлечению инвестиций и развития производства импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров.

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева озвучила ряд преимуществ свободного склада: «ОЭЗ - это не только выгода для резидента, но и границы, заборы, шлагбаумы, администрация и прочая бюрократия. Большие размеры территорий и достаточно длительный процесс создания инфраструктуры, как показала практика, сказываются на эффективности функционирования ОЭЗ. И резидент подчас не может воспользоваться правом применять процедуру свободной таможенной зоны в течение нескольких лет».

Само создание свободного склада не несет в себе больших затрат для государства в связи с тем, что его оборудованием и обустройством занимается юридическое лицо, претендующее на включение в реестр владельцев свободных складов. Также, создание склада может производиться на уже существующих площадях и его появление не  связано с формированием каких-либо управляющих структур, финансирование которых в "обычных" ОЭЗ обеспечивается бюджетными средствами.

Т. Голендеева сообщила, что в реестр владельцев свободных складов может попасть компания производственного типа, использующая при выпуске экспортно-ориентированной продукции импортные комплектующие, а резидент освобождается от выплаты пошлин и налогов до момента начала выпуска товара.

Все участники ВЭД ждут выхода в свет Таможенного кодекса ЕАЭС, т.к. он является более модернизированным в сравнении с ТК ТС, принятым еще летом 2010 года. Основной плюс ТК ЕАЭС – это его самодостаточность, то есть минимальное количество отсылок к национальным законодательствам, декларация развернутых полномочий экономических операторов. Сдерживающим фактором здесь выступает отсутствие возможности подачи декларации на товары на территории одной из стран ЕАЭС резидентами других государств - участников союза. Это влечет за собой учет валютного, банковского, налогового и гражданского законодательства стран ЕАЭС, которые пока не унифицированы. Возможно, что принцип резидентства будет отменен к 2020 году.

Сегодня Госдума получила уже второй вариант проекта, т.к. первый не прошел согласование по причине пертурбаций казахстанского налогового законодательства. Сейчас таможенная служба республики не имеет полномочий взимать с участников ВЭД какие-либо налоги. Поэтому представители Казахстана заявили, что упоминания о налогах должны быть изъяты из проекта документа.

Поправки в статьях 16.2 и 29.9 Кодекса об административных правонарушениях, снимающих ответственность с декларанта или таможенного представителя за недостоверное декларирование товаров, если изменения в декларацию ими будут внесены до того, как таможня эти несоответствия выявит, также будут учтены в новом проекте. Данные изменения можно также отнести к плюсам в развитии таможенного законодательства. «Это очень важные для бизнеса новеллы. Мы признаем, что в недостоверном декларировании не всегда есть умысел участника ВЭД. Сейчас львиная доля деклараций подается предварительно. А в пути может "случиться" пересортица, в конце концов, грузоотправитель случайно может вложить в товарную партию лишнюю коробку или мешок. Таможенный же контроль осуществляется уже после выпуска товара. И если декларант заявит о несоответствии сведений в декларации фактическому до того, как контроль начнется, никаких санкций со стороны таможни не последует» - комментирует Татьяна Голендеева.

Нельзя не отметить положительное влияние категорирования участников ВЭД, применяемое ФТС России. Оно существенно облегчает прохождение таможни добропорядочным импортерам. Категорирование бывает отраслевым или автоматическим (компании, отвечающие определенным критериям благонадежности). Для перевозчиков с низким уровнем риска существует "зеленый сектор", то есть они редко попадают под таможенный досмотр.

«Таможенное законодательство должно быть предсказуемо для предпринимателей, чтобы они могли планировать развитие бизнеса и активнее продвигать свои товары на внешних рынках.  Процесс улучшения отнюдь не закончен, но он требует огромной работы не только от таможни, но и от бизнеса, который мы всегда готовы выслушать" – сообщает Татьяна Голендеева.

Яндекс.Метрика

x

Заказать звонок