Отрасль металлургии требует реформ

Во избежание «захвата» российского рынка лома китайскими и другими восточноазиатскими производителями, правительство России внесло в перечень существенно важных товаров отходы и лом цветных и черных металлов. Данные изменения позволят быстро ввести и применить меры нетарифного регулирования к металлолому, дабы не допустить его недостатка, а также  роста цен на внутреннем рынке для металлургии и смежных с ней отраслей промышленности.

В настоящее время рынок лома в России практически не поддается регулировке и остается хаотичным, на что влияет снижение спроса и изношенность перерабатывающих мощностей.

На форуме «Ценообразование в условиях падения рынка лома» эксперты отметили, что доля лома в себестоимости металлургической шихты составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 80% при электросталеплавильном. Девальвация рубля уже не является положительным фактором, как это было раньше: слишком быстро растет цена на природный газ и логистику (железнодорожные перевозки). Для спасения отрасли необходимо снижение себестоимости и рост качества всей металлургии, что в перспективе повлияет на остановку падения внутреннего спроса в металлургии и машиностроении на продукцию ломопереработки.

Наряду с вышеуказанными проблемами отрасли фигурирует еще одна – низкая инвестиционная составляющая, высокий уровень износа мощностей (минимум 40%), отсутствие современной инфраструктуры по утилизации отходов, а также длинных и дешевых денег.

Ситуацию прокомментировал Борис Сивак, первый заместитель гендиректора ВНИИМЕТМАШа: «Крупных инвестиций в металлургический сектор и смежные с ним подотрасли страны пока не предвидится. Это касается и притока зарубежных капвложений, которого нет. Отрасль предоставлена самой себе; низким остается уровень согласованности действий компаний, работающих в сфере ломозаготовок и ломопереработки».

Параллельно, для увеличения потребления алюминия в РФ и СНГ, а также сокращения импорта алюминийсодержащей продукции 9 июня была создана ассоциация производителей и потребителей алюминия. В ассоциацию вошли представители UC Rusal, «Ростеха», Alcoa (владеет заводами по производству проката и изделий из алюминия в Самаре и Белой Калитве), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединенной судостроительной корпорации.

По данным UC Rusal потребление алюминия в РФ и СНГ за 2014 год составило 1,9 млн. т., а на продукцию компании пришлось меньше половины – это 900 000т. 300 000 т приходится на вторичный алюминий (выплавляется из лома), а оставшиеся 700 000 т были импортированы. Компания полагает, что на развитие отрасли может оказать влияние только сокращение импорта. Поступило предложение об установке импортных заградительных пошлин на ввоз ряда алюминийсодержащих товаров. Например, для колесных дисков на уровне «применяемой в развитых странах – 20 – 30%», некоторых видов фольги и экструзии. На данный момент ЕЭК дает такие данные: пошлины на алюминий и содержащую алюминий продукцию колеблются от 0% (для производства авиационных двигателей) до 17,5% (для алюминиевых полос жалюзи).

В Минпромторг уже поступили заявки об увеличении ставок пошлины на товары из алюминия, на что был получен ответ: «При этом необходимо понимать, что изменение в сторону ухудшения условий общего доступа на российский рынок недопустимо. То есть если мы решим увеличить ставку по какому-то продукту, например, на 10%, то мы должны предложить альтернативный вариант по соответствующему снижению по другому товару на те же 10%. Поэтому сейчас рано говорить о каких-то принятых решениях – все будет определяться в процессе переговоров, которые продлятся около года», - комментирует представитель Минпромторга.

Выходом из сложившейся ситуации может послужить и стимулирование потребления алюминия в строительной отрасли, авиа-, авто-, судо- и вагоностроении. Все это может повлечь за собой дополнительные инвестиции в ключевых секторах при поддержке национальных банков.

Эксперты полагают, что при соблюдении всех нововведенных методов и правил рост потребления алюминия можно ожидать к 2020 году в размере 16 – 32% до 2,2 – 2,5 млн т.

Яндекс.Метрика

x

Заказать звонок

Please leave this field empty.