Программа поэтапной либерализации автомобильных грузоперевозок (2016-2025гг.) перешла в стадию реализации. Подробно о самой программе и о преимуществах сопряжения ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» рассказал министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Таир Мансуров.
Министр сообщил о перспективах интеграции и документах, находящихся в разработке для углубления процесса, а также об упрощении организации международных перевозок грузов: «До конца года государства ЕАЭС должны принять Основные направления и этапы реализации скоординированной транспортной политики. Ее основными приоритетами являются формирование единого транспортного пространства, создание и развитие евразийских транспортных коридоров, реализация и развитие транзитного потенциала в рамках союза.
Кроме того, нужна координация развития транспортной инфраструктуры, создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки. Это обеспечит равные условия доступа на рынок транспортных услуг, гармонизацию условий и правил перевозок, создание конкурентной среды на рынке, переход к формированию долгосрочных тарифов на транспортные услуги, снижение транспортной составляющей в конечной цене товара, рост грузопотоков в рамках взаимной и внешней торговли. Также это позволит реализовывать крупномасштабные проекты транспортной инфраструктуры, развивать мультимодальные логистические центры и повышать мобильность населения».
Помимо наземного транспорта разрабатываются Соглашения о судоходстве. Целью данного документа является предоставление права свободного прохода судов под флагами государств-членов по внутренним водным путям своих партнеров. А также предоставление каждой из стран ЕАЭС судам своих партнеров таких же прав, какими пользуются ее суда.
Также Таир Мансуров рассказал об уже достигнутых результатах проделанной работы. Например: автотранспортный контроль уже перенесен на внешнюю границу союза и определен единый порядок его осуществления; международные автоперевозки грузов (двусторонние, транзитные, между другими государствами-членами, транспортные перевозки сборных грузов) проходят без специальных разрешений.
С 1 января 2016 года начала действовать Программа поэтапной либерализации каботажных автоперевозок грузов на период с 2016 по 2024 год; действуют унифицированные внутригосударственные тарифы по перевозке грузов железнодорожным транспортом, установлены ценовые коридоры изменения этих тарифов и определены условия их применения при транзитных перевозках.
Не смотря на это предстоит решить еще множество вопросов, таких как порядок выдачи сертификатов безопасности на ж/д транспорте, начало работы ОТЛК, объединение ведущих железнодорожных контейнерных операторов, логистической инфраструктуры и грузовых терминалов.
Нельзя не отметить повышенный интерес к вопросу сопряжения Евразийского экономического союза с проектом «Экономический пояс Шелкового пути». По этому поводу министр сообщил, что процесс сопряжения предполагает создание современных систем международных логистических центров и хабов на основных международных транспортных коридорах, проходящих по территории Евразии: Западная Европа - Западный Китай, Север - Юг, Восток - Запад и Северный морской путь.
«Для государств - членов ЕАЭС, - уверен министр, - новый Шелковый путь обеспечит приток дополнительных инвестиций в транспортную инфраструктуру, модернизация которой, в свою очередь, усилит взаимную торговлю между странами союза и повысит их инвестиционную привлекательность. В долгосрочной перспективе это приведет к ускорению роста и других отраслей экономики».