С момента введения продовольственного эмбарго Россией в отношении многих европейских товаров, Бразилия, Турция, Китай и другие страны обязались заместить импорт запрещенных товаров, однако выполнена эта задача не была. Главным импортером страны стала Белоруссия.
Еще год назад правительство Белоруссии в лице замминистра сельского хозяйства Леонида Маринича обещало обеспечить страну сырам, мясом, цельным молоком, картофелем и яблоками и, таки, сдержали обещание. По данным ФТС России на текущее время Белоруссия завезла больше всего санкционных продуктов, заместив при этом доставку грузов из Польши, Франции, Германии и других европейских стран.
Только за 2015 год в Россию было поставлено 916,4 тыс. т товаров, ввоз которых ограничен из некоторых стран, против 568,3 тыс. т за тот же период прошлого года. В результате доля этой страны по поставкам санкционного продовольствия в Россию выросла до 21% с 13,5%.
Второе место по объемам экспорта в Россию занимает Турция, однако нарастить объемы по отношению к АППГ стране не удалось. Объем поставок за январь—май 2015 года остался практически таким же, как за пять первых месяцев прошлого года: 564 тыс. против 560 тыс. т.
Поставщиком молочной продукции для РФ остается и Сербия. Не смотря на то, что доля импорта по сравнению с остальными остаётся небольшой (2%), объем экспорта санкционной продукции из этой страны вырос на 57,1%, а по данным за первые пять месяцев года, в физическом объеме поставки выросли до 79,6 тыс. т с 50,7 тыс. за январь—май 2014 года.
Поставки морепродуктов, фруктов, овощей и цветов России обещал восполнить Эквадор, однако объемы импортируемых товаров упали до 523,2 тыс. т с 577,7 тыс. Сейчас он занимает третье место среди экспортеров. Бразилия также обещала обеспечить страну мясом птицы и молочной продукцией, но по факту она лишь снизила экспорт за первые пять месяцев года: до 164 тыс. т с 167,7 тыс. в январе—мае 2014 года. Напомним, что именно грузоперевозки из США ранее обеспечивали Россию мясом птицы.
Также, объемы ввоза импортных товаров упали у Китая, Буэнос-Айреса и Новой Зеландии, однако у российских экспертов есть свое мнение на этот счет: «Скорость падения объемов импорта санкционных продуктов соизмерима со скоростью падения всего импорта. Скорее всего, это говорит о том, что в стране на фоне кризиса сократилось внутреннее потребление, особенно импортных товаров, которые в рублях подорожали из-за роста курса», – рассуждает генеральный директор московского ЦМТ Владимир Саламатов.
Не взирая на смену поставщиков продуктов питания российскому населению легче жить не стало. Девальвация рубля заставила уменьшить аппетиты большинства россиян, особенно это касается морепродуктов и рыбы: в первом полугодии 2014 года по сравнению с первым полугодием 2013 года частота покупок рыбы и морепродуктов выросла на 12%. Но это оказалось временным явлением: в первом полугодии 2015 года россияне стали покупать рыбу и морепродукты на 21% реже, чем годом ранее.
Не менее актуально темой сегодня остается уничтожение запрещенных продуктов, попавших нелегально на территорию РФ. Западные СМИ отмечают, что подобные ситуации уже происходили в Сомали, а совсем недавно то же самое делали с продуктовой помощью из США террористы ИГИЛ, однако к росту популярности политического «режима» это не привело, что и ждет Россию.
Данные действия лишь говорят о том, что правительство не способно остановить импорт цивилизованным путём. При этом более 23 миллионов россиян живут за чертой бедности, что на 15% выше по отношению к прошлому году. Выдвигаются предположения, что наибольшие партии запрещенных продуктов поступают на российские прилавки через Беларусь и Казахстан.
Сырные бульдозеры не оставили равнодушной прессу даже в Новой Зеландии. Заметка в Stuff об уничтожении сыра рассказывает: конечно, "за год с тех пор, как президент Путин объявил эмбарго на импорт ЕС в ответ на санкции Запада из-за Украины, россияне привыкли видеть на полках супермаркетов "сыроподобные вещества", а не реальный чеддер", однако "уничтожение еды стало для многих шоком". В Новой Зеландии тоже знают о блокаде Ленинграда, "когда голодные дети слизывали клей с изнанки обоев", и о людях, учивших "детей и внуков, что даже выбросить корку чёрствого хлеба – грех". Ещё труднее понять "драконовскую меру президента Путина" тем, кто знает, что "сам мистер Путин – из бедной семьи". "Теперь он утверждает, что стал благочестивым православным христианином, и стремится укрепить свою власть, вызывая воинственный дух".
Чтобы оправдать действия Кремля, глава Минсельхоза Александр Ткачев сослался на мировую практику по борьбе с контрабандой. Однако приравнивание своих действий к зарубежному опыту попросту некорректно.
Действительно, Европа практиковала уничтожение продуктов, но именно тех, качество которых заведомо сомнительно или их производство сопряжено в той или иной степени с нелегальной деятельностью. В России же все происходит иначе: с помощью политически мотивированных санкционных списков наше правительство фактически поддерживает отечественных производителей за счет снижения уровня жизни отечественных потребителей, которые при прочих равных предпочли бы импорт из-за его более высокого качества. Отсюда следует, что правительство преследует цели, далекие от повышения благосостояния населения.
В идеале Россия в состоянии прокормить свой народ самостоятельно, однако для этого необходима грамотная сельскохозяйственная политика, нацеленная, с одной стороны, на продуманную поддержку отечественного производителя продовольствия (в том числе, возможно, путем ограничения импорта отдельных продуктов), а с другой стороны – на повышение стандартов качества местного производства.