Сектор глобальной логистики оказался под ударом из-за обвала мировых фондовых рынков. Падение акций затронуло крупнейших игроков зарубежного рынка, таких как FedEx, United Parcel Service, Deutsche Post, Maersk и YRC Worldwide. Улучшить общую ситуацию могут только положительные глобальные экономические изменения.
Падение акций компании FedEx на 24 августа составили 9%, однако позже ситуация несколько улучшилась – до -4,9% ($148,37). Акции UPS снизились на 3,7%, до $95,51. Падение DHL составило 4% ($23,58), индекс Доу-Джонса упал на тысячу пунктов.
В 2014 году многие компании увеличили свои доходы благодаря продаже логистических услуг за границу. Рост доходов некоторых из них составили 48%, до $751 млрд. FedEx и UPS сделали удачную ставку на организацию межграничных перевозок и продажу услуг через электронные площадки. Кроме того, они заключили ряд сделок в части слияний и поглощений, но все это не помогло избежать кризиса.
Кризис затронул и морских перевозчиков. Сегодня отмечается снижение объемов перевозимых грузов между Китаем и Европой. Во многом к этому привело то, что крупные компании долгое время инвестировали в свой флот и закупали суда с повышенной вместимостью, которые могут перевозить до 19 тыс. контейнеров. Датский конгломерат Moller-Maersk, которому принадлежат несколько судов с повышенной грузовместимостью, закрылся на бирже с понижением в 6,5% – это самый низкий показатель с января текущего года.
Перевозчики активно снижают количество рейсов Азия-Европа, не смотря на то, что конец лета – апогей контейнерных перевозок, т.к. продавцы закупаются к рождественским праздникам. Альянс G6, в который входят APL, Hyundai Merchant Marine, Mitsui, NYK, Hapag Lloyd и OOCL, еще на минувшей неделе заявили, что сократят 12 рейсов Азия – Европа начиная с сентября. Ранее альянс 2М (Moersk и Mediterranean Shipping) также сообщил, что откажется от перевозки 6,5 тыс. контейнеров.
Падение фрахтовых ставок между Шанхаем и Роттердамом отмечается уже сегодня. Средняя цена за контейнер составляло $243, не включая топливные расходы. Общее повышение цен увеличило стоимость до $1109 за контейнер в июле, но на минувшей неделе вновь произошло снижение до $640. Операторы считают, что цены ниже $1300 являются неприемлемыми.
Аналитики рынка полагают, что цепочки доставок становятся сегодня более сфокусированными на региональных перевозках. Поэтому слияние с другими игроками рынка – единственный способ удержаться на плаву. Например, транспортный брокер XPO Logistics, который за последние 4 года приобрел несколько активов в Европе и Северной Америке, показал падение акций на 2,5%. Компания Echo Global Logistics, которая приобрела 19 компаний за последние 6 лет, упала на 4,5%.
Большую роль в сложившейся ситуации играет девальвация юаня, из-за чего мировые рынки акций потеряли свыше $5 трлн. капитализации. Китайский индекс Shanghai Composite со своего максимума, зафиксированного 12 июля, снизился к 24 августа на 38%, а капитализация рынка КНР сократилась более чем на $4 трлн. За китайским рынком последовали американский, азиатские, развивающихся стран и европейские. Сырьевой индекс Bloomberg к 24 августа упал до 16 – летнего минимума, потеряв 2,2%, и составил 85,8339 пункта, что является самой низкой точкой с августа 1999 года. Нефть марки Brent упала до уровня 2009-го, ниже $44 за баррель, а WTI – ниже $39.
При этом служба корпоративных коммуникаций ДВЖД (Дальневосточной железной дороги) сообщила о 23%-ном росте объемов железнодорожных перевозок между РФ и КНР за прошедшие 7 месяцев, что на 1,174 млн. т выше уровня АППГ. Также непрерывно растут объемы доставок грузов Владивосток – Санкт-Петербург.
Не смотря на это, отмечается большое падение перевозок леса для китайских потребителей. Эксперты сообщают, что за 3 недели августа через погранпереходы ДВЖД отставание в объемах перевозки лесных грузов составило 7,6% от плана, а их объемы ниже, чем за тот же период июня или июля. Причиной резкого спада объемов послужил обвал национального фондового рынка и увеличение процентной ставки на кредитование со стороны местных банков, что вызвало спад промышленного производства, а соответственно и снижение цены на лес на китайском рынке.
«Ослабление юаня может оказать влияние на объемы поставок грузов в Китай, что связано с несколькими факторами. Оно повысит конкурентоспособность товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, что вызовет стимулирование внутренней промышленности Китая. Это, в свою очередь, в перспективе приведет к росту потребности, в том числе в сырьевых товарах, поставляемых из России. Однако будет наблюдаться определенный лаг по времени между девальвацией и ростом спроса на сырье», - сообщил ведущий эксперт отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник. Однако эксперты предрекают сокращение объемов перевозки и выручки для российских компаний.